Челябинская обл., г. Миасс, ул. 8 Марта, 82 тел. 8(3513)57-08-90

Социально-коммуникативное развитие

Извлечение из ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные инравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональнойотзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительногоотношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивныхустановок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи:

  • Развитие общения, нравственное воспитание.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности,
  • развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
  • Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
  • Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к
  • потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

 

1,6-2 года

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т. п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела;

- закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко);

- помогать детям запоминать цепочку, разворачивающихся по подсказке взрослого, действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.)

Воспитание культурно - гигиенических навыков

Детей первой подгруппы:

- приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки;

- учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам - и суп;

- приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют).

Детей второй подгруппы:

- продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию;

- закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.

К 2 годам:

- способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам);

- воспитывать элементарные навыки культуры поведения;

- учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком;

- закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы.

Самообслуживание

- содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.

К 2 годам приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь;

- учить бережно относиться к вещам.

Общественно-полезный труд

- обращать внимание детей на порядок в группе;

- формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке, в домашних условиях - членам семьи, соседям.

Труд в природе

- формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их;

- формировать положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.

2-3 года

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- формировать у детей опыт поведения в среде сверстников;

- воспитывать чувство симпатии к ним;

- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать);

- формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся;

- проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям;

- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

- развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.;

- воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста»;

- формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого;

- воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;

- приучать детей не перебивать говорящего взрослого;

- формировать умение подождать, если взрослый занят.

Образ Я

- формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада;

- закреплять умение называть свое имя;

 - формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья

- воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям;

- поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад

- развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.);

- обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха;

- развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна

- напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Воспитание культурно - гигиенических навыков

- формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

- учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);

- формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание

- учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;

- приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд

- привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.;

- приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам;

- уважение к труду взрослых;

- поощрять интерес детей к деятельности взрослых;

- обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия;

- учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Безопасное поведение в природе

- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах

- формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

-знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности

- знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

- знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;

- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание с опорой на программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал»

- способствовать сохранению радостного настроения во время проведения процедур.

3-4 года

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

-продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;

- обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;

 - поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь;

 - создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим;

- приучать детей общаться спокойно, без крика;

 - формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

 - учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу;

- приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Образ Я

- постепенно формировать образ Я;

- сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья

- беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Детский сад

- формировать у детей положительное отношение к детскому саду;

 - обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками);

 - знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений;

 - обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту;

- вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе;

- формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.;

- формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада;

- совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада;

- формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

Родная страна

- формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

Воспитание культурно - гигиенических навыков

- совершенствовать культурно - гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

- приучать детей следить за своим внешним видом;

- учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком;

 - формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание

- учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.);

- воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд

- формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности;

- побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал;

- приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада;

- во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе

- воспитывать желание участвовать в уходе за растения ми и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек;

- уважение к труду взрослых;

- формировать положительное отношение к труду взрослых.

-рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда;

- воспитывать уважение к людям знакомых профессий;

- побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Безопасное поведение в природе

- формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

- знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах

- расширять ориентировку в окружающем пространстве;

- знакомить детей с правилами дорожного движения;

- учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;

- формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);

- знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности

- знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);

- формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);

- формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);

- развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

- развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание с опорой на программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал»

- способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности;

- поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами.

4-5 лет

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну);

- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник);

- помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.);

- учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

 -воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым;

 - учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

- напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Образ Я

- формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»);

- формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.);

- формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят;

- формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Семья

- углублять представления детей о семье, ее членах;

- дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.)

Детский сад

- продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками;

- совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада;

- закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место;

- знакомить с традициями детского сада;

 - закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми;

- формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.);

 - привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.

Родная страна

- продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях;

- дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках;

 - рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Воспитание культурно - гигиенических навыков

- продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

 - воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

- закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;

- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание

- совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;

- приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);

- воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным;

- приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).

Общественно-полезный труд

- воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться;

- формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);

- воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллектив- ной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым;

- приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки;

- учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе

- поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя);

- в весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега;

- приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц;

- формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место);

- уважение к труду взрослых;

- знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

- формировать интерес к профессиям родителей.

Безопасное поведение в природе

- продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

- формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

- формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

- знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах

- развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

- продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице;

- подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

- уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

- знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», троллейбус, автобус);

- знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»;

- формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности

- знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

- рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

- знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);

- закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;

- знакомить с правилами езды на велосипеде;

- знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми;

- рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание с опорой на программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал»

- поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в сюжетно-ролевых играх;

- развивать у детей  эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.

Просмотров: 637